Каждый водитель, будь он профессионал или любитель, знает, что чем комфортней чувствуешь себя за рулём автомобиля, тем меньше утомляешься, больше внимания уделяешь дорожной обстановке. А помогает создать приятный микроклимат в салоне автомобиля, конечно, кондиционер. Приятно крутить баранку, не замерзая зимой и не обливаясь потом в летнюю жару. Кондиционер – сложное устройство, и для нормального его функционирования необходима периодическая диагностика и обслуживание системы.

Правила заправки автомобильного кондиционера

Если действовать по рекомендациям производителей автомобилей, то заправка кондиционера должна осуществляться ежегодно. Но следуют данным рекомендациям единицы, чуть большее число водителей проводят операцию по заправке кондиционера через два-три года, а основная масса обращает свой взор к системе климат-контроля, только когда та перестает нормально работать.

Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля довольно сложная, обладает массой различных соединений и узлов. А если учесть состояние наших дорог, то сами понимаете, что постоянное воздействие вибрации и других механических и атмосферных нагрузок на автомобиль и его агрегаты приводит к износу уплотнительных материалов, резьбовых соединений и другого крепежа. Из-за неплотности соединения происходит утечка хладагента, которым заполнена система кондиционирования.

Радиатор кондиционера авто

Выход из строя радиатора системы кондиционирования воздуха автомобиля, кругами обведено место повреждения

Периодичность заправки

  • счастливым обладателям новых автомобилей следует проводить обслуживание и первую дозаправку кондиционера фреоном не позднее, чем через три года владения авто, в последующем эту операцию лучше делать через год-полтора;
  • если возраст вашей машины приближается к первому десятилетнему юбилею, то кондиционеры таких авто следует дозаправлять не реже одного раза в год, в эту же категорию попадают и машины, на которые система кондиционирования устанавливалась собственными силами.

Диагностика устройства

В случае выхода из строя системы кондиционирования воздуха в автомобиле первым делом необходимо выяснить причину поломки, для этого следует провести диагностику всех составляющих данной конструкции. Проводить проверку необходимо на специализированных станциях, обладающих надлежащим оборудованием и расходными материалами.

Кондиционер в действии

Схематическое отображение работы автомобильного кондиционера

Способы

  • Электронным течеискателем, способным обнаруживать малую концентрацию выходящего газа;
    Течеискатель электронный

    Прибор для определения утечки хладагента из системы кондиционера

    Высокочувствительный электронный течеискатель

    Есть много разновидностей электронных течеискателей, одни сложнее и ‘умнее’, другие проще.

  • Ультрафиолетовым течеискателем. Принцип диагностики заключается в том, что в систему кондиционера автомобиля вводится газ с добавлением специальной ультрафиолетовой краски, на месте течи в УФ-лучах высветится добавленная в газ краска;

    Ультрафиолетовый течеискатель

    Вид у ультрафиолетового течеискателя может быть любой, но принцип работы у всех одинаковый

Есть ещё один старый способ проверки утечки хладагента: использование газовой горелки специального образца. Фреон, попадая в струю пламени, выходящего из горелки, окрашивает её в зелёный цвет – так обнаруживается место утечки. Прибегать к данному методу категорически не рекомендуется, потому что при горении фреона образуется фосген — сильнодействующее отравляющее вещество.   

Диагностика покажет слабое место в системе кондиционирования транспортного средства, а работники станции подскажут, что необходимо сделать для устранения неисправности.

Подготовительный этап

Что необходимо для дозаправки

Прежде чем перейти непосредственно к заправке автомобильной системы кондиционирования воздуха салона, следует приобрести кое-какое оборудование и расходные материалы. Вам понадобится:

Для заправки кондиционера

Компоненты, необходимые для осуществления дозаправки кондиционера авто

Оборудование:

  • тест-коннектор, его ещё называют метрологической станцией (необходим для измерения давления хладагента в системе);
  • шланги и переходники;
  • вентиль с проколкой;
  • краны.

Расходные материалы:

  • баллон, заполненный хладагентом;
  • ветошь.

Средства защиты:

  • защитные очки;
  • перчатки маслостойкие (прорезиненные).

В качестве хладагента следует использовать фреон. Для кондиционеров подержанных машин, выпускавшихся до 1992 года, подойдёт фреон под маркой R-12. Системы климатконтроля автомобилей, сходивших с конвейера с 1994 года и выпускающихся по сегодняшний день, следует заправлять фреоном под маркой R-134а.

Для справки:
Особое внимание уделяйте авто периода 1992–1993 годов, в это время не все автопроизводители перешли на новый хладагент, заправляемый в кондиционеры. На обратной стороне капота моторного отсека автомобиля должна находиться табличка, на которой будет указана марка хладагента, закачанного в кондиционер».

Табличка с маркировкой

Таблица с маркировками находится на обратной стороне капота моторного отсека

Инструкция по заправке

Приводим оборудование в рабочее состояние

На баллончик с хладагентом устанавливаем вентиль, который специальной проколкой пробьёт отверстие в баллоне (при его откручивании), открывая доступ к фреону. К вентилю через переходник подсоединяем шланг, который обратным концом прикручивается к тест-коннектору. К другому выходу метрологической станции присоединяем ещё один шланг.

Заправка кондиционера

Таким образом выглядит готовая к работе система заправки кондиционера

Оборудование готово к использованию, можно переходить непосредственно к заправке.

Этапы дозаправки

  1. Находим в моторном отсеке магистраль низкого давления (трубка большего диаметра в системе кондиционера), на ней должен быть небольшой отвод с защитным колпачком;
  2. Не снимая колпачок, тщательно протираем ветошью все детали, находящиеся в непосредственной близости с местом заправки (такие действия необходимы для предотвращения попадания в систему грязи, способной вывести из строя компрессор);
  3. Снимаем защитный колпачок и на его место надеваем штуцер, находящийся на конце заправочного шланга;
  4. Заводим двигатель;
  5. Устанавливаем обороты двигателя на отметке 1500;
  6. Устанавливаем уровень рециркуляции воздуха на максимум;
  7. Открываем вентиль низкого давления и кран баллона с хладагентом, переворачиваем баллон (обратите внимание на давление, оно не должно превышать 285 кПа);
  8. Минут через 10–15 температура в салоне будет падать, при достижении выходящего из воздуходувов воздуха t = 5-8°C заправку кондиционера следует прекратить (посмотрите на фильтр-осушитель – если в нём не видно воздушных пузырьков, это говорит о том, что операция по заправке системы удалась).

Видео-гид «Как заправить кондиционер в машине своими руками»

При выполнении работ по дозаправке кондиционера хладагентом необходимо придерживаться определенных мер безопасности. Работать в защитных очках и перчатках, при утечке фреона не вдыхать его, так как он вреден для дыхательных путей человека.

Провести заправку автомобильного кондиционера своими руками несложно, главное, правильно определить: произошло нормальное выпаривание фреона (примерно 15–18 % в год) или повреждён участок конструкции. Обязательно перед дозаправкой пройдите диагностику.

Поиск по сайту

Интересное

Подписывайтесь