Современный автомобиль — это сложная система, в которой каждая деталь имеет строго определённые функции. Даже если деталь кажется мелкой и незначительной, её поломка может обернуться серьёзными неприятностями для водителя. Конденсатор — одна из таких деталей. Если один из автомобильных конденсаторов выйдет из строя, завести машину будет сложно. А ещё сложнее будет выяснить, что источником проблем является именно конденсатор. О том, как проверить, его работоспособность, мы и поговорим в этой статье.

Назначение конденсатора

Конденсатор с автомобиля ВАЗ 2114

Электролитический, с насечкой

Оно простое: накапливать электрический заряд. Простейший конденсатор — это 2 пластины, разделённые слоем специального диэлектрика. Пластины являются электродами. Они помещаются в закрытый корпус цилиндрической формы. Наружу из этого корпуса выводятся только контакты, которые и впаиваются в электросхему.

Расположение деталей в автомобиле

  • Пусковой конденсатор в блоке генератора.
  • Рабочий конденсатор в блоке генератора.
  • Конденсаторы повышенной ёмкости в усилителе.
  • Конденсаторы в акустической системе автомобиля.

Признаки неполадок

  • Автомобиль трудно завести.
  • Двигатель автомобиля после старта работает нестабильно.
  • Слышны сильные помехи при прослушивании радио.
  • При прослушивании музыки на максимальной громкости фары мигают синхронно с басами из сабвуфера.

Все эти признаки говорят о том, что напряжение в электросети автомобиля низкое. Причиной этого может быть как вышедший из строя конденсатор, так и малая ёмкость одного или нескольких рабочих конденсаторов.

Как проверить работоспособность с помощью мультиметра

  1. Конденсатор выпаивается со штатного места в схеме. Обе его ножки захватываются металлическим пинцетом, что ведёт к полной разрядке конденсатора (при условии, что он исправен).
    Разрядка конденсатора ВАЗ 2114

    Удобно выполнять с помощью металлического пинцета

  2. Теперь регулятор мультиметра устанавливается в режим измерения сопротивления. После этого щупы мультиметра соединяются с ножками конденсатора. В первые секунды ток проходит через конденсатор, а мультиметр фиксирует минимальное сопротивление.
    Начало проверки конденсатора ВАЗ 2114

    Сопротивление минимально

  3. Щупы дальше удерживаются на контактах конденсатора. Если он исправен, то через пару секунд сопротивление на мультиметре начнёт расти (потому что мультиметр в режиме измерения сопротивления сам вырабатывает ток, в результате чего конденсатор постепенно заряжается).
  4. Наконец, сопротивление достигает единицы. Это значит, проверяемый конденсатор полностью исправен.
    Конденсатор ВАЗ 2114 заряжен

    А следовательно, исправен

Видео о проведении работ

Ещё один способ проверки

Подходит лишь для конденсаторов повышенной ёмкости и используется крайне редко из-за высокой опасности. Конденсатор на 2–3 секунды подключается к источнику высокого напряжения, которое не должно превышать предельно допустимого напряжения, указанного на самом конденсаторе. Затем он отключается, а его контакты замыкаются накоротко чем-нибудь металлическим, при этом металл обязательно должен быть изолирован от руки, в противном случае можно получить удар током. Если при прикосновении металла к ножкам произошла разрядка конденсатора (которая обычно сопровождается искрами) — значит, конденсатор исправен, так как способен накапливать заряд.

Проверка без приборов

Проверить исправность конденсатора без мультиметра непросто, и в сущности, способ существует только один: осмотр.

  • Подавляющее большинство импортных электролитических конденсаторов имеют на торце крестообразную насечку. В случае неисправности, возникшей, к примеру, в результате скачка напряжения в сети автомобиля, эта насечка вздувается, а иногда и рвётся, что видно невооружённым глазом.
    Неисправный конденсатор

    Крестообразная насечка разорвана

  • Если конденсатор выполнен из твёрдого полимера, никаких крестообразных насечек на нём нет. Поэтому в случае неполадок его корпус не раздувается, а просто раскалывается (как правило, вдоль).
  • Наконец, конденсатор внешне может выглядеть целым. Однако на его торце (обычно со стороны контактных ножек), может возникнуть небольшое затемнение либо будут видны явные следы копоти. Это ещё один признак того, что конденсатор пора менять.

Важные моменты

  • При проверке конденсатора мультиметром следует соблюдать полярность. На корпусе конденсатора, рядом с одной из контактных ножек, производитель всегда наносит метку в виде галочки. Это отрицательный контакт (т. е. минус).
  • Также следует помнить, что для правильной проверки мультиметром ёмкость проверяемого конденсатора не должна быть ниже 0.25 мкФ. Если ёмкость меньше, то простым мультиметром такой конденсатор можно проверить лишь на короткое замыкание.

Для проверки конденсаторов не требуется специального оборудования, за исключением бытового мультиметра, который можно приобрести в любом магазине электротоваров. Однако при проверке автовладелец должен быть предельно внимателен и соблюдать технику безопасности, особенно если планируется проверить конденсатор большой ёмкости. Удар током из разрядившегося конденсатора, даже если он пришёлся на руку — вещь чрезвычайно болезненная.

Поиск по сайту

Интересное

Подписывайтесь